Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы психолога

Психологическая безопасность детей и гармоничное развитие
Родителям о детях
       Психологическая безопасность – такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие, это одно из главных условий психического и физического здоровья детей. Психологическая безопасность во многом определяется эмоциональным климатом семьи, в которой растет ребенок. Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не всегда так.
       Семья (даже внешне благополучная) очень часто напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, иногда доходит и до применения физической силы. А ведь именно семья должна обеспечивать развивающий характер ребенку-дошкольнику, а школьникам – состояние психологической защищенности. Дети разных возрастов, а особенно подростки очень чувствительны к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта. 
       Психологическое насилие – это воздействие, причиняющее обиду, вызывающее гнев, страх, эмоциональную неуверенность в собственной значимости и неспособность защитить себя от этого. Психологическое насилие в семье имеет следующие проявления: употребление родителями бранных слов и крика, постоянные допросы и унижения, оскорбления, проявление грубости по отношению к друзьям ребенка, оскорбление их, контроль и ограничение действий, неясные угрозы типа: «Ты у меня доиграешься!» или «Ох, ты допрыгаешься, я тебе обещаю!»
      В результате постоянного нарушения в семье психологической безопасности у ребенка формируется низкая самооценка, на фоне других детей он начинает осознавать свою не успешность. Нарушения психологической безопасности проявляются в следующем: беспокойный сон, трудности в засыпании, проявления беспричинной обидчивости, плаксивости или повышенной агрессивности, рассеянность и невнимательность, проявления упрямства, нарушение аппетита, повышенная тревожность.
       Все перечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения или стресса. Более того, нарушения внутрисемейных отношений приводят к формированию социально опасного поведения ребенка. 
       Порой родители в воспитательных целях проявляют психологическое насилие по отношению к собственному ребенку, не отдавая себе отчет в том, что таким образом они достигнут противоположного эффекта. Ребенок осознанно или неосознанно начинает сопротивляться, по-своему отражать неблагоприятные воздействия со стороны родителей, старается всячески защититься от возможных угроз его личности. Так формируются определенные механизмы психологической защиты. В некоторых случаях дети начинают лгать, изворачиваться, уходить из дома, в других наоборот – противостоять родителям: делать все во вред, вести себя вызывающе, демонстративно, открыто или скрыто бунтовать.
       Типичными нарушениями родительского поведения, которые неизбежно нарушают психологическую безопасность ребенка и побуждают его формировать всевозможные способы психологической защиты, можно отнести и следующие внутрисемейные моменты: прямое и непрямое доминирование родителей, безразличие к ребенку, недостаток теплоты и уважения к индивидуальным потребностям ребенка, понуждение принимать чью-то сторону в родительских спорах, невыполнение обещаний. 
Родители, страдающие от упрямства, «неуправляемости» своих детей, не отдают себе отчета в том, что все это проявление детского бессилия. Поэтому, сталкиваясь с реакциями защитного поведения, надо не столько огорчаться и раздражаться, сколько проявлять терпение и, главное, любовь и дружескую снисходительность.
       Самая простая помощь состоит в создании у ребенка убежденности в том, что он хороший и что родители его любят. Например, можно несколько дней подряд записывать малейшие достижения ребенка и по вечерам читать их ему, приговаривая: «Вот какой ты замечательный!», искренне радоваться малейшим успехам своего ребенка, интересоваться его делами, формировать веру в успех. При неудачах ребенка подчеркивать его достоинства, подкреплять уверенность в собственных силах, формировать перспективу. При критике сосредотачивайте внимание на конкретном поступке ребенка, не подвергайте критике личность ребенка в целом, не оскорбляйте, не унижайте его достоинства: вместо «Какой ты растяпа, вечно все роняешь!», лучше сказать: «В следующий раз будь, пожалуйста, поаккуратнее». 
       Если же ребенок такой помощи не получает, то скрываемое представление своей неполноценности, ущербности, усиливает в его характере замкнутость, робость или враждебность к окружающим. В таких условиях необходимость компенсации делает ребенка эгоцентричным: он все время хочет быть в центре внимания и непрерывно требует признания своих достоинств. Это раздражает общающихся с ним, и поэтому ребенок находится в постоянном конфликте с родителями, воспитателями и учителями. 
Для обеспечения психологической безопасности стоит с внимательностью относиться к тому, как вы ведете себя с детьми и при детях. Никогда не конфликтуйте в семье при детях, не проявляйте агрессию к супругу или ребенку. Старайтесь строить доверительные взаимоотношения, не высмеивайте детей, даже если они говорят глупости. Давая указания, аргументируйте их целесообразность. Наказывайте ребенка только после разбирательств и справедливо. Наказание должно соответствовать возрасту и не должно включать физическое насилие. Соизмеряйте наказания с поступками, проводите разъяснительные беседы. Не игнорируйте просьбы детей и не отмахивайтесь от них, как от назойливых мух. Не высмеивайте их чувства и стремления, не довлейте свои мнением, а лишь направляйте их и подсказывайте. Также стоит обратить внимание на доступ ребенка к опасной для его психики информации, старайтесь ограждать детей от сцен насилия и от опасных ситуаций, но не превращайте это в паранойю, когда ребенок растет в полностью стерильной обстановке возле «маминой юбки».
       Учитесь быть хорошими родителями, размышляйте над своими ошибками и не переносите их на детей, и уж тем более не исправляйте свои ошибки за счет них. Помните, что у ваших детей будет своя жизнь, не заставляйте их проживать жизнь за вас, достигая за вас каких то целей. Ваша задача не в том, чтобы «он поступил в институт, ведь я когда-то не смог», и не в том чтобы «она стала врачом, как я мечтала», а в том, чтобы дать детям возможность гармонично развиваться, адаптироваться к этому миру, избрать свой неповторимый путь и стать в конце концов полноценным и счастливым человеком!
       Поскольку психологическая безопасность ребенка – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, что родителям не стоит экономить силы на ее обеспечение в детстве. Ничего не стоит родителям так дешево и не ценится так дорого, как психологическое благополучие своих детей, а в ее основе лежит безусловное искреннее принятие своего ребенка. 
Почему я должен говорить о СПИДе со своим ребенком
Потому что детям всех возрастов необходимо все знать об этой страшной болезни.
Дети слышат о СПИДе с экрана телевизора, в школе, и от друзей во дворе. Многое из того, что им рассказывают, не соответствует истине!
У детей возникает много вопросов и тревог относительно СПИДа. Кто лучше родителей сможет на них ответить? 
Получение ребенком информации о СПИДе должно быть систематическим.
Лучший способ научить вашего ребенка тому, как защититься от СПИДА состоит в том, чтобы говорить о нем: 
в неформальной обстановке много раз повторяя, поскольку ваш ребенок растет, и у него могут появляться все новые и новые вопросы.
Что надо знать о СПИДе:
СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита — смертельно опасная болезнь.
 СПИД вызывается вирусом называемым ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). 
Люди заражаются ВИЧ главным образом двумя способами через незащищенный секс (влагалищный, анальный или оральный) с человеком, инфицированным ВИЧ.
совместно используя иглу, чтобы ввести наркотики, с человеком, инфицированным ВИЧ.
Другие способы распространения ВИЧ:
  • совместное использование с ВИЧ инфицированным иглы в других целях. Например, при прокалывании ушей или нанесении татуировки.
  • от больной матери — ребенку во время беременности, в момент рождения, или через кормление грудью.
  • через донорскую кровь. К счастью, заражение ВИЧ этим способом маловероятно сегодня. Дело в том, что все доноры тщательно обследуются, и их кровь обязательно тестируется на наличие ВИЧ, прежде чем используется.    
Дополнительная информация о СПИДе и ВИЧ
Каждый может быть инфицирован ВИЧ
Это не имеет значение, кто вы — мужчина или женщина, молодой или старый, гомосексуалист или гетеросексуал. Только ваше легкомыслие может стать причиной заражения ВИЧ.
ВИЧ-инфицированные люди могут хорошо выглядеть и чувствовать себя вполне здоровым
Многие даже не подозревают, что они инфицированы. И именно они чаще всего являются распространителями ВИЧ-инфекции.
ВИЧ не передается в повседневных контактах с людьми
Безопасно:
  • касаться и даже обнимать инфицированного
  • пользоваться одними умывальниками, туалетами, ванными
  • купание в бассейнах и водоемах
  • питаться с ВИЧ инфицированными в местах общественного питания
ВИЧ и СПИД могут быть предотвращены если:
  • не вступать в беспорядочные половые связи
  • не вводить наркотики или совместно использовать иглы по любой другой причине
  • избегать прямого контакта с кровью другого человека (например, через ритуалы — "брат крови" или "сестра крови")
Секс может быть безопасен при следующих условиях
Вы не можете заразиться ВИЧ, если и вы и ваш половой партнер абсолютно уверены в том, что:
  • Вы не инфицированы ВИЧ
  • Вы никогда не использовали иглы совместно с кем-либо
  • Вы никогда ни с кем более не вступали в половые связи
  • Вы предполагаете иметь секс только друг с другом
Презервативы способны защитить от ВИЧ-инфекции
Но их необходимо правильно использовать каждый раз, когда вступаете в интимную связь. И, к тому же, презерватив может порваться. Именно поэтому, строго говоря, секс с презервативом следовало бы назвать не "безопасным", а "более безопасным".
Это - основные факты, которые необходимо знать о ВИЧ и СПИДе. 

Как говорить о СПИДе маленьким детям

Вы знаете вашего ребенка лучше всех. Поэтому именно вам и следует решить, что следует ему рассказать. Приведем здесь несколько вариантов того, что можно сказать вашему ребенку:

Дети до 5 лет.

Не нуждаются в подробностях. Они хотят быть уверены в безопасности — своей и вашей.
Скажите им, например:
  • "Заразиться СПИДом маленькому ребенку очень трудно, почти невозможно"
  • "СПИДом нельзя заразиться так же как, например простудой"
Вопросы, которые может задать ребенок этого возраста
И возможные ответы:
  • вопрос: "А, правда, что если я буду плохо себя вести, я заболею СПИДом?"
    ответ: "Нет. Если дети себя плохо ведут, они не заболевают СПИДом". Рекомендуем добавить что-нибудь вроде: "Зато папа может снять ремень и...".
  • вопрос: "А могу я заразиться СПИДом, когда мне делают прививку?"
    ответ: "Нет. От прививки заразиться СПИДом нельзя"

Дети до 7 лет.

Более способны к усвоению базовых данных относительно СПИДа.
Скажите им, например:
  • "СПИД — болезнь, которая возникает из-за инфекции, которая попадает в кровь".
  • "Безопасно ходить в школу и играть с ребенком, болеющим СПИДом".
  • "Опасно прикасаться к чьей-либо крови".
Вопросы, которые может задать ребенок этого возраста
  • вопрос: "Как люди заболевают СПИДом?"
    ответ: "Большинство подростков и взрослых заражаются СПИДом, если пользуются одними и теми же иглами с больными СПИДом, когда принимают наркотики. Можно заразиться и занимаясь сексом, если не позаботиться о том, чтобы предохранить себя от заражения".
  • вопрос: "А дети могут заразится СПИДом?"
    ответ: "Очень немногие дети болеют СПИДом. Большая часть из них заразились еще до своего рождения, потому что их матери были больны." 

Разговор с детьми от 8 до 12 лет

Детям, возраст которых приближается к переходному (и детям переходного возраста) необходимы более полные знания о сексе и контрацепции. А так же о том, каковы взгляды родителей на эти вопросы.
Поговорите с ними, например, о:
  • половой зрелости — развитии груди, менструациях, поллюциях, и т.д.
  • что значит "половой акт" (ваш ребенок может думать, что это значит "обниматься и целоваться")
  • контрацепции — и в частности о презервативах — средствах, помогающих предотвратить ВИЧ-инфекцию
  • ЗППП (заболеваниях, передающихся половым путем), включая ВИЧ
  • опасности алкоголя и наркотиков
Типичные вопросы
И возможные ответы.
  • вопрос: "Я нормален?"
    ответ: объясните, что каждый человек развивается по-своему и размер груди или полового члена не имеет никакого отношения к половой способности.
  • вопрос: "Когда люди уже достаточно взрослые, чтобы заниматься сексом?"
    ответ: "Секс — больше чем физическое действие. Самым лучшим для детей, поэтому, будет дождаться совершеннолетия, когда человек уже эмоционально и физиологически более готов к половому акту"

Разговор с подростками (13-17 лет)

Подростки испытывают постоянный соблазн к употреблению алкоголя, наркотиков, и занятиям сексом. Об этих вещах они должны услышать от родителей, а не от своих приятелей.
Поговорите с вашим ребенком о сексе, наркотиках и СПИДе!
Это может быть трудным разговором. Но, имейте в виду что:
  • риск заразиться ВИЧ для подростка вполне реален
  • Вы не можете постоянно следить за тем, что делает ваш ребенок
  • Но! Вы должны убедить вашего ребенка принимать верные решения.
Как начать разговор
  • Обдумайте, что и как вы хотите сказать вашему ребенку.
  • Признайтесь, что чувствуете себя неуверенно, начиная разговор. Скажите что-нибудь вроде: "Я не знаю, что и как тебе сказать. Мои родители никогда не говорили со мной об этом. Жаль, что они этого не делали".
  • Можете начать, сказав, что многие ВИЧ инфицированные заразились в подростковом возрасте. 

Что необходимо знать каждому подростку

Подумайте о том, что дорого вам самим — и, в частности, о том, что желаете видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Поговорите с ребенком на следующие темы:
  • как распространяется ВИЧ
  • о пользе того, чтобы повременить с сексом
  • о безопасных альтернативах секса
  • о пользе воздержания от алкоголя и наркотиков
  • как сказать "нет"
О пользе того, чтобы повременить с сексом
Не заниматься сексом в подростковом возрасте — значит, в первую очередь, не подвергать себя опасности заражения СПИДом и другими ЗППП. Кроме того, те подростки, которые воздерживаются от секса до совершеннолетия:
  • не рискуют испытать других неприятных ощущений, которые может вызвать половой акт у неготового к нему подростка — например, чувства вины, обиды, разочарования и т.д.
  • избегают нежелательной беременности — младенец может сделать жизнь подростка очень трудной
  • способны научиться строить отношения с противоположным полом на основе дружбы и взаимоуважения, а не на одном только сексуальном влечении.
О безопасных альтернативах секса
Объятиях, фантазиях, мастурбации, массаже и "сухих поцелуях". Попытайтесь внушить Вашему ребенку необходимость "вовремя остановиться", чтобы вдруг не оказаться с кем-нибудь в одной постели.
О пользе воздержания от алкоголя и наркотиков
Употреблять их — это, во-первых, противозаконно, во-вторых — вредно для здоровья, в третьих — грозит заражением СПИДом, так как, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, у человека снижается чувство самоконтроля. Известно, что около 80% больных заражаются именно в состоянии опьянения.
Как сказать "нет"
Научите подростка тому, что он должен сказать. Например, если кто-то говорит вашей дочери: "Если бы ты меня действительно любила, ты бы не отказалась спать со мной" — ваша дочь может ответить: "Если ты любишь меня по-настоящему, то не будешь заставлять меня делать то, к чему я не готова".
Типичные вопросы, которые задают подростки
И варианты ответов.
  • вопрос: "Что такое безопасный секс?"
    ответ: "Это секс с использованием презерватива. Если каждый раз для влагалищного, анального или орального секса человек использует презерватив, говорят, что он занимается "безопасным сексом". Важно правильно надеть презерватив, иначе он может порваться".
  • вопрос: "Может ли девушка, принимающая противозачаточные пилюли, заразиться СПИДом?"
    ответ: "Да. Эти пилюли предохраняют только от беременности, но не от СПИДа или другого ЗППП."
  • вопрос: "Если двое верны друг другу, то секс безопасен, не так ли?"
    ответ: "Не совсем так. Занимаясь сексом, ты как бы занимаешься им со всеми теми, с кем твой партнер когда-либо вступал в половые связи. Поэтому даже если вы сейчас верны друг другу Ваша безопасность не стопроцентная." 

Не прекращайте беседовать с детьми о СПИДе!

К сожалению, человечеству, вероятно, не скоро удастся избавиться от ВИЧ-инфекции. Поэтому советуем вам никогда не прекращать бесед с ребенком о СПИДе. Приведем еще несколько рекомендаций.
Для детей всех возрастов
  • Ищите любую возможность поговорить с ребенком о СПИДе в повседневной жизни — например, когда по телевидению показывают какой-либо сюжет о СПИДе.
  • Честно отвечайте на вопросы ребенка. Если вы не знаете ответа, скажите это. С ребенком постарше постарайтесь найти ответ вместе.
  • Читайте вашему ребенку о переходном возрасте, сексе, СПИДе, и т.д. Выберите такую литературу, чтобы она соответствовала возрасту вашего ребенка.
  • Поделитесь с ребенком своими взглядами на жизнь. Но учтите и то, что ребенок может проверить их, прежде чем сделать собственными.
  • Прививайте вашему ребенку сострадание к людям больным СПИДом. Подумайте, как вы и ваш ребенок можете помочь в борьбе против СПИДа.
Для самых маленьких
  • Запретите вашему ребенку подбирать предметы, которыми можно порезаться или уколоться, типа битого стекла, ножниц или игл.
  • Научите ребенка правильно называть все части тела.
  • Избегайте слишком углубляться в подробности. Например, скажите ребенку, что секс — это когда двое взрослых особым образом спят в одной постели, чтобы показать, как они любят друг друга.
Для детей от 5 до 8 лет
  • Используйте конкретные примеры. Например, при перевязке пореза вы можете объяснить ребенку то, что любой порез — это "открытые ворота" для инфекции. Именно поэтому при каждом ранении кожи необходимо тщательно обрабатывать рану
  • Исправляйте неправильные представления ваших детей. Например, существует миф о том, что СПИДом можно заразиться от комариного укуса (ВИЧ не выживает в организме насекомого).
Для детей от 9 до 12 лет
  • Убедите вашего ребенка обращаться со всеми вопросами к вам, а не к приятелям на улице или в школе.
  • Если ребенок сам смущается или стесняется сам задавать вопросы о сексе, СПИДе и т.д., проявите инициативу — сами начните разговор.
Для подростков
  • Не ждите пока подросток сам заговорит на эту "запретную" тему. Начните разговор, спросив подростка о том, что он сам думает по этому поводу.
  • Будьте готовы обсудить с ребенком любой вопрос.
  • Пусть для вас и вашего ребенка не будет "запретных" тем для разговора. И не читайте подростку нотаций! Тогда он с большей охотой будет обращаться к вам за советом, при возникновении каких-либо проблем.
 
Несколько типичных вопросов, которые задают родители.
  • вопрос: "Что я скажу про гомосексуализм?"
    ответ: Вы можете сказать, например, что гомосексуалисты — это мужчины, которые влюбляются в мужчин, и женщины, которые влюбляются в женщин. Причиной этого явления чаще всего является плохое воспитание.
  • вопрос: "Как я могу защитить своего ребенка?"
    ответ: Помогите вашему ребенку обрести позитивную самооценку. Уверенный в себе ребенок расположен принимать трезвые решения, связанные с сексом, алкоголем и наркотиками.
  • вопрос: "Что мне делать если мне кажется, что мой ребенок ведет активную половую жизнь?"
    ответ: Только не надо бранить его и обвинять! Спросите лучше, знает ли ваш ребенок о том, как нужно предохраняться от беременности, ВИЧ-инфекции и венерических болезней, Тактично исправьте все неправильные представления подростка об этих вещах и поделитесь с ним своими взглядами. Объясните подростку, что даже тот, кто раньше уже занимался сексом вполне может в будущем сказать "нет".
Дарите ребенку свою любовь и уделяйте ему больше времени!
 

Памятка «Особенности подросткового возраста»

Подростковый возраст начинается примерно с 11-12 лет и завершается 14-15 лет.   В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
для подросткового возраста характерны следующие особенности:
  • половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
  • смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
  • открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
  • познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
  • появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей;
  • наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет. 
Это далеко не все изменения, происходящие в этот период. Но именно они, в первую очередь и наиболее ярко, сказываются на взаимоотношениях «родитель-ребенок». 
 Полезные книги: 
  1. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М.: Семья и школа, 1995.
  2. Безруких М. Я и другие, или Правила поведения для всех. – М., 1991.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Сфера, 2003.
  4. Кэмпбелл Росс. Как на самом деле любить детей. – М., 1998.
  5. ЛеШан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М., 1990.
  6. Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. – М.: Генезис, 2006.
  7. Савина Е.А., Смирнова Е.О. Родители и дети. Психология взаимоотношений. – М.: Генезис, 2003.
  8. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986.
  9. Фромм А. Азбука для родителей. – М., 1991.
  10. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989. 
Педагог-психолог И.А.Чернявская, кабинет №210

Анализ социального опроса:

«Родители: за что ругают/ за что хвалят».

 Цель социального опроса:
−       развитие навыков самоанализа,
−       развитие эмпатии,
−       снятие психоэмоционального напряжения,
−       изучение особенностей восприятия детьми своих родителей.
С 02 октября по 13 октября 2017/2018 учебного года учащимся школы мы, СППС, предложили помочь персонажу (Сашке) разобраться – родители вообще хорошие или плохие.
В коридоре школы был размещён плакат, где изображён паренёк – Сашка и его рассуждения: «Обиделся Сашка на родителей своих. Они заставляют постоянно что-то делать: то уроки, то уборку, то есть, то спать… - Родители-вредители! – думает Саша. – Но они ведь хотят для меня лучшего будущего…- начал Саша сомневаться в своих первых мыслях. В итоге, поспорил Саша сам с собой. Не смог разобраться: хорошие у него родители или плохие. Давайте поможем ему и ответим на вопросы: 1. За что ругают меня родители? и 2. За что хвалят меня родители?».
Начнём с того, что спустя несколько дней плаката со вторым вопросом (за что хвалят) на стене не оказалось, условия игры и изображение мальчика были перечёркнуты, заштрихованы, что свидетельствует об агрессивной настроенности учащихся в данной теме. На первом плакате большинство реплик не проходят цензуру, агрессивные, абсурдные.
Из того, что мы можем написать:
«За всё плохое»
«За то, что кричишь на уроке»
«За то, что пукаю»
«За то, что нет д/з»
«За то, что не записываю в дневник д/з, играю в планшет и за семёрки и восьмёрки»
«За то, что снимаю трусы и бегаю по дому с криком this is sparta и врезаюсь в телевизор!»
«За то, что спорим с родителями»
«Что не делает уроки»
«За то, что мы чихнули»
«Да ни за что»
 Можно сделать вывод о том, что детям не всегда понятна причина и агрессии взрослых по отношению к ним.
В целях профилактики детской агрессивности, и гармонизации взаимоотношений, родителям рекомендуем чётко и буквально формулировать причину своего недовольства, причину наказания. Давать детям возможность извиниться, не отказываться от их раскаяния. Учитывать мнение своего ребёнка.

Профилактика зависимостей.

Белорусско-Голландский

информационный Центр здоровья, 1999

10 вопросов, которые задают наиболее часто

Эта статья предназначена для родителей.
Родители могут и должны играть значительную и активную роль
в профилактике зависимостей среди молодёжи.

  1. Какая польза от разговора с моим ребенком об алкоголе, табаке и наркотиках?
  2. Не слишком ли мал мой ребенок?
  3. Должен ли я запрещать ребенку употреблять эти вещества?
  4. Имеет ли это значение, если я сам курю, или пью?
  5. Как именно мне необходимо обсуждать эту тему со своим ребенком?
  6. Что именно я должен обсуждать со своим ребенком?
  7. Что я могу сказать о табаке, алкоголе и наркотиках?
  8. Что я сам должен знать об этих веществах?
  9. Как я смогу понять, что мой ребенок что-либо употребляет?
  10. Куда я могу обратиться если захочу узнать больше?
1. Какая польза от разговора с моим
ребенком об алкоголе, табаке и наркотиках?
Последние несколько лет употребление алкоголя, табака и наркотиков постоянно возрастает. Причиной беспокойства многих родителей является довольно новое явление - употребление наркотиков подростками. Большинство людей, которые употребляют одно или несколько вышеупомянутых веществ, делают это для получения приятных ощущений, это возможно при ограниченном их употреблении. C другой стороны, никто не может отрицать существования серьезных факторов риска для физического и психического здоровья людей, употребляющих наркотические вещества. И эти факторы риска становятся более серьезными, если количество и интенсивность употребления возрастают.

Дети сталкиваются с табаком, алкоголем и наркотиками в более раннем возрасте, чем десять лет назад. Научные исследования в Европе и Америке среди молодежи от десяти до двадцати лет показали, что первые пробы хотя бы одного из этих веществ часто начинаются уже в возрасте двенадцати лет. А среди 16-летних нет ни одного, кто бы еще их не попробовал. Ситуация в Беларуси не исследована настолько хорошо, как в Европе и Америке, но одна вещь очевидна наверняка - тенденция примерно одна и та же, за исключением незначительных деталей. Дети не могут полностью осознавать риск, связанный с употреблением этих веществ. Поэтому предпочтительнее поговорить об этом с ребенком до того, как он начнет пробовать их.

Таким образом, вы можете помочь вашему ребенку принять здоровое решение и повысить его сопротивляемость давлению со стороны. Ваша степень ответственности как родителей в этой области примерно та же, что и в вопросах секса и здорового питания.

Конечно, вы сами должны определить, о каком именно веществе будете говорить со своим ребенком. Это может быть разговор обо всех сразу, однако наркотики можно отложить несколько "на потом", так как обычно дети начинают экспериментировать прежде всего с табаком и алкоголем.

Эта брошюра предназначена для того, чтобы помочь родителям осознать необходимость бесед с ребенком на данную тему, понять, как можно добиться позитивных результатов. При этом не имеет значения, употребляете вы сами какие-либо вещества из вышеуказанных или нет.
2. Не слишком ли мал мой ребенок?
Как родители, вы должны осознавать, что наступит момент, когда ваш ребенок захочет жить самостоятельно, быть независимым от вашего авторитета. Это вполне нормально, и вы должны понять, что до наступления этого времени вам нужно постараться подготовить ребенка ко встречам с различными ситуациями. Если ваш ребенок уверенно скажет вам, что он считает, что курение или употребление алкоголя это плохо, то это хороший аргумент для того чтобы не поднимать эту тему вообще. Но с другой стороны, если вы вспомните себя в этом же возрасте, то согласитесь, что мнения и идеалы в этот период времени могут изменяться. Вследствие подобных изменений ребенок может чувствовать себя растерянным, одиноким (симптом переходного возраста).

Естественно, что в подобном положении ребенок начинает искать пути выхода. Одним из них может быть имитация особенностей поведения других подростков, иногда старших по возрасту. Существует большая вероятность, что именно в подобной ситуации ваш ребенок столкнется с употреблением табака, алкоголя или наркотиков. Очень часто подростки начинают экспериментировать с этими веществами, чтобы выразить нарастающее желание и необходимость быть независимыми. Влияет также огромное количество рекламы на телевидении, в газетах, на улицах, которая пропагандирует имидж смелости и приключений. Ребенок может очень быстро забыть свое прежнее, негативное отношение к наркотикам. Особенно часто это происходит после принятия его в какую-нибудь компанию.

Ваша беседа с ребенком будет менее результативна, если он уже пробовал одно или несколько из указанных веществ. Она может создать впечатление, что вы контролируете поведение и деятельность ребенка. Поэтому разумнее начать с ним беседы на эти темы заранее, до периода экспериментирования.

Это даст ребенку возможность выработать свое собственное мнение и определиться, что можно делать, а что нет. То, что вы будете обсуждать эту тему с ребенком, не исключает возможности, что он все же попробует наркотики, но, несмотря на это, ваши беседы с ребенком укрепят его сопротивляемость влиянию компаний, имитированию поведения других.
3. Должен ли я запрещать ребенку 
употреблять эти вещества?
Простой запрет с акцентированием внимания на опасностях и факторах риска кажется наиболее логичным путем, но в большинстве случаев он не дает желаемого результата. В то же время не нужно недооценивать своего ребенка. Вокруг он видит много людей, которые курят или пьют, и может спросить себя: "Почему так много людей делают это, хотя всем известно, что это очень вредно? Наверное в этом есть и что-то положительное?" Если родители ничего не говорят об этом, то очень вероятно, что в итоге такие мысли стимулируют любопытство ребенка. Поэтому он должен сам научиться делать выбор и определять рамки своего поведения. Пока ваш ребенок мал, за него это можете делать и вы, но позже он должен будет делать это самостоятельно. И тогда единственное, чем вы сможете помочь - просто поддерживать ребенка. 

Необходимо, чтобы аргументы, представляемые ребенку, были ясны и реалистичны. Условия соглашений с ним очень сильно зависят от ваших личных норм поведения, однако следует уделить самое серьезное внимание нормам поведения, которым должен следовать он.

Например, если ребенок проявляет желание попробовать какой-нибудь алкогольный напиток, то ваш запрет может закончиться тем, что он сделает это вне вашего поля зрения. В итоге вы потеряете возможность оказать позитивное влияние на него.

Не забывайте, что личность вашего ребенка еще не сформирована. Поэтому, эффект и физический вред от употребления этих веществ намного больший, чем у взрослого человека. Если вы все-таки постараетесь объяснить, почему вы чего-нибудь не приемлете, с чем-то не соглашаетесь, то даже, если ребенок не выполнит свои обещания, ему будет проще воспринимать критику. Ваши аргументы будут казаться более правдивыми и убедительными, если вы сами следуете тем жизненным правилам, о которых говорите. В такой атмосфере, вероятность того, что ребенок и дома, и за его пределами сможет принять здоровое решение намного выше.
4. Имеет ли это значение,
если я сам курю, или пью?
Существует две причины, по которым родители уклоняются от разговоров с ребенком о табаке или алкоголе:
  • Вы осознаете, что не имеете права, говорить об этом, так как сами курите или пьете.
  • Возможно, вы не видите в этом необходимости, потому что сами не курите и не пьете и считаете свой пример достаточным.
В обоих случаях вы делаете ошибку. Независимо от того, употребляете ли вы сами табак, алкоголь или нет, разговор на эту тему всегда полезен. Ваш ребенок еще не определился, поэтому его может "занести" в любую сторону. Очень важно не избегать вопросов ребенка по поводу вашего личного поведения, даже если иногда эта тема может быть довольно деликатной.

Однако чем честнее вы будете, тем проще будет вашему ребенку воспринимать то, что вы говорите. Например, вы можете сказать, что хорошо осознаете вред, который приносит курение, но вы не в состоянии покончить с этой привычкой. Если в вашем доме никто не курит и не пьет, то вы наверняка подаете хороший пример. Тем не менее, подобные положительные ситуации дома не приводят сами по себе к тому, что ребенок вырабатывает способность противостоять давлению извне.
5. Как именно мне необходимо 
обсуждать эту тему со своим ребенком?
Многие люди не могут легко говорить об алкоголе, наркотиках и табаке. Независимо от причин, подобные разговоры обычно вызывают определенное напряжение. Поэтому лучше всего разговаривать об этом в спокойной, непринужденной обстановке, например, пока вы моете посуду. При этом лучше использовать примеры простые для восприятия ребенка. Так, если вы позволяете себе иногда выпить бокал вина, то разговор об этом не покажется вашему ребенку странным. В качестве примера, вы можете использовать одну из повседневных привычек ребенка: просмотр телепередач, употребление сладостей. Ведь и они при злоупотреблении могут принести вред, однако ваш ребенок наверняка их очень любит .

К примеру, одним из вариантов начала разговора может быть ваша просьба отказаться от какой-либо привычки, скажем, на неделю. Если ваш ребенок примет такое предложение, попросите его написать, почему этот отказ труден. Вы вызовете к себе большее доверие, если сами проявите желание и присоединитесь к ребенку - например, неделю не будете курить или пить кофе.

Это будет наиболее честно по отношению к нему. Когда этот срок закончится, у вас будет хорошая возможность вместе обсудить совместный опыт.

Для начала разговора вы также можете использовать воспоминание о каком-нибудь событии детства, телевизионную передачу или статью в газете. Однако не забывайте, что не все примеры могут быть уместны. В данной ситуации очень важно не использовать примеры далекие от мира ребенка - все должно быть понятно.

Теперь о тоне подобных разговоров - это серьезная тема и говорить о ней нужно серьезно. Существует много факторов риска, связанных с употреблением этих веществ, однако не следует акцентировать внимание только на них, так как доказано, что одни лишь предупреждения и запугивания часто приводят к противоположному результату.

И последний, но немаловажный момент - разговор не должен быть односторонним. Ребенок тоже имеет свое мнение, и вы должны это учитывать.
6. Что именно я должен обсуждать
со своим ребенком?
Употребление алкоголя, табака и наркотиков имеет как некоторые позитивные, так и негативные аспекты. Говоря о негативных аспектах, вы можете отметить плохое воздействие на физическое здоровье, хотя, возможно, ребенку это трудно осознать. Поэтому вы должны связать это с примерами, которые хорошо ему известны.

Например, если ваш ребенок несколько раз чувствовал себя плохо после употребления слишком большого количества сладостей, то это можно очень удачно сравнить с состоянием после употребления слишком большого количества алкоголя. Позитивные аспекты употребления этих веществ каждый должен определить для себя сам. К примеру, вы можете рассказать ребенку, что приятного находите в них сами (если, конечно, находите) и что другие люди могут находить позитивного в них: хороший вкус, расслабление и т.д.

Цель вашей беседы о негативных и позитивных аспектах употребления алкоголя, табака и наркотиков - не оградить ребенка от столкновения с этими веществами, а научить его принимать разумные решения. И таким образом, внушить ребенку необходимость занимать правильную и ответственную позицию при встрече с этими веществами, то есть ограничить употребление или лучше вообще не употреблять их.

В реальной жизни трудно выполнить принятое решение, поэтому обязательно должна быть оговорена и тема социального влияния. Ваш ребенок должен знать о влиянии окружения на него, а также о его собственном влиянии на окружение. Он должен уметь самостоятельно говорить "нет", если друзья предлагают что-то плохое, даже если они оказывают явное давление. Вы в свою очередь, должны проявлять интерес к тому, чем занимаются друзья вашего ребенка. Вы также должны принимать отказ ребенка, если он в чем-либо с вами не соглашается, но при этом он должен знать и ваше мнение.

Желание входить в какую-нибудь компанию вы можете объяснить понятными для ребенка примерами. Можно вспомнить увлечение игрушками, когда, подражая другим, каждый ребенок, в том числе и ваш, хотел иметь игрушку, ставшую популярной в определенный период времени.

Также необходимо вспомнить силу влияния телерекламы. Вы должны отметить, что очень сложно противостоять социальному давлению, сделав акцент на том, что это касается не только подростков, но и взрослых людей.

Кроме того может быть затронута тема скуки. Вместе с ребенком вы можете поискать ей альтернативу. Стимулируйте развитие активности ребенка, которая поможет развеять появляющуюся скуку.
7. Что я могу сказать о табаке,
алкоголе и наркотиках?
Должны ли вы заходить настолько далеко, чтобы давать детальное описание эффектов употребления - длительного или кратковременного - этих веществ? Дать ответ на этот вопрос не так просто . Слишком большой объем информации может отвлечь внимание ребенка от действительно важных вещей, а именно, от обучения способности распоряжаться собственной свободой выбора. В довершении всего нам остается только догадываться, насколько хорошо сможет ребенок воспринимать эту "техническую" сторону информации.

Что вы можете и должны сделать, так это объяснить, что употребление психоактивных веществ вызывает изменение ощущений, именно это и является причиной их употребления многими людьми. Однако существуют и такие вещества, которые приходится употреблять во все больших и больших дозах, для достижения одного и того же эффекта. Таким образом человек попадает в зависимость от них .

Также, в общих чертах вы должны заметить, что когда люди становятся зависимыми, они уже не могут выбирать - употреблять эти вещества или нет: без них они просто не могут жить. Зависимость может быть как физическая, так и психическая. В конце концов, вы не должны забывать рассказать о вреде употребления этих веществ для физического и психического здоровья, а также о возможных социальных проблемах при их интенсивном употреблении продолжительное время. Возможность подачи ребенку более детальной информации зависит от окружения, в котором он растет. И поэтому невозможно дать какой-либо однозначный совет - ведь различия могут быть слишком большими.

Не забывайте, что окружение ребенка может очень сильно изменяться, при появлении новых друзей или переходе в другую школу.

В некоторых случаях, возможно, будет необходимо поговорить с ребенком и о тяжелых наркотиках, например, если он нашел на улице шприц, или сам спрашивает об этом. Это возможно, например, если ребенок услышит информацию об известном всей Беларуси городе Светлогорске.
8. Что я сам должен знать
об этих веществах?
Вы должны позаботиться о том, чтобы иметь достаточные знания о нескольких веществах, даже если вы не собираетесь детально обсуждать их со своим ребенком. В этом случае вы будете говорить более уверенно и правдоподобно, а ребенок легче будет воспринимать информацию.

В схеме, размещенной дальше, вы найдете краткое описание и наиболее важную информацию обо всех упомянутых здесь веществах. Вы должны понимать, что в таком схематическом описании трудно рассказать обо всем детально. Если вы ожидаете, что ваш ребенок скоро начнет задавать вопросы, то будет разумно узнать о веществах в большем объеме, чем подано в схеме.

На Беларуси существует несколько учреждений, где вы сможете найти необходимую информацию (наркодиспансеры, Центры здоровья и др.)
 
Алкоголь
Табак
Наркотики(например, производные от конопли)
Употребление
Выпивание
Курение
Курение/
употребление с пищей
Действие
Расслабляет/
дает ощущение свободы (после нескольких стаканов), затормаживает
(большие дозы). Влияет на реакцию и способность трезво мыслить. Нарушает координацию.
Стимулирующе действие, тремор рук, усиливает сердцебиение, раздражает глаза, нос и горло (кашель) холодеют пальцы рук и ног.
Расслабляющее действие, усиливает позитивные/
негативные ощущения, понижает реакцию и способность концентри-
роваться.
Привыкание
Да
Да
Нет
Фактор риска
Смешивание с другими веществами опасно
 
Не рекомендуется принимать участие в дорожном движении. После больших доз возможны изменения сознания или его по-теря.
При употреблении с алкоголем усиливает его эффекты.
Продолжи-
тельные эффекты
Повреждение печени, мозга, сердца и желудка. Снижение работоспособности. Социальные и психические проблемы.
Заболевание дыхательных путей. Плохое самочувствие. Повышена склонность  к раковым, а также к сердечно-
сосудистым заболеваниям.
При курении конопли вред, наносимый дыхательной системе, намного больше. Негативно влияние на физиологию в целом. Снижение работо-
способности.
Психологи-
ческая зависимость
Большая возможность
Большая возможность
Возможна
Физическая
зависимость
Да
Присутствует
Нет
9. Как я смогу понять, что мой ребенок что-либо употребляет?
Многие родители боятся того, что их ребенок делает много опасных вещей, а они об этом не подозревают. Они хотели бы знать, как можно определить, действительно ли злоупотребление имеет место. Однако, несмотря на то, что симптомы употребления веществ известны, даже если вы будете держать в руках листок с их списком, невозможно определить, что именно употребляет ваш ребенок. Поэтому можно дать один хороший совет: если поведение вашего ребенка стало не таким, как обычно, вы можете, не задавая прямых вопросов, расспросить, не употребляет ли он/она какие-либо вещества.

Велика вероятность, что ваш ребенок их вообще не употребляет. Например, влюбленность также может стать причиной изменения поведения.

С другой стороны, участие в уличных компаниях может явиться показателем присутствия скуки, хотя в принципе, такой способ времяпрепровождения очень распространен среди подростков. Самым неприятным в этой ситуации является то, что если ваш ребенок захочет скрыть употребление веществ, то он всегда найдет способ успешно это сделать. В конце концов вы ведь не можете посадить ребенка под замок.

Однако, вы можете позаботиться о том, чтобы у него не сложилось впечатление, что от вас необходимо что-либо скрывать. Один из путей достижения этого - честно и откровенно поговорить об употреблении психоактивных веществ и показать ребенку, что вы верите в его способность принимать здоровое решение самостоятельно. Вы же должны помочь ребенку - объяснить рамки и ограничения.
10. Куда я могу обратиться если захочу узнать больше?
Дополнительную информацию можно получить в областных/городских Центрах здоровья.
А за необходимой помощью можно обращаться в региональные наркодиспансеры.

Телефоны для справок:
 
Центр здоровья
Наркологический
диспансер
Минск (республиканский)
277-54-05
-
Брест
20-51-04
26-36-49
Витебск
37-20-24
24-65-81
Гомель
53-77-64
52-74-48
Гродно
72-37-00
45-21-24, 44-70-45
Минск (областной)
232-31-82
251-50-92, 251-41-70
Минск (городской)
227-54-14
223-04-22, 223-56-98
Могилев
22-99-45
26-72-03, 26-11-06

Разделы сайта