Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Правовая страничка

Комиссия по делам несовершеннолетних администрации Московского района
Зам. председателя КДН Московского района
Кудина Светлана Евгеньевна  
200-86-90 
Начальник инспекции по делам несовершеннолетних Московского района
Малежек Сергей Николаевич
239-26-01

Участковый инспектор ИДН
Сидор Юрий Михайлович
+375293039611    

  Центр реабилитации Московского района:
Врач- нарколог подросткового кабинета № 2
Лиля Елена Сергеевна
201-89-13
 
Центр  «ДОВЕРИЕ»
ул. Есенина, 66
(детская поликлиника № 8)
272-22-94
 
ТЦСОН (территориальный центр социального обслуживания Московского района)
ул. Наполеона Орды 47а
Телефон доверия 
372-25-36
 
ГУО «Средняя школа №219 г. Минска»
Педагог социальный (кабинет № 211)
Песоцкая Вероника Витальевна
376-70-05
 
ГУО «Средняя школа №219 г. Минска»
Педагог-психолог (кабинет № 210)
Пеева Марина Ильинична
Норейко Элеонора Сергеевна 
376-70-05

  • Горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 
    8-017-317-32-32 Анонимно.Круглосуточно. Бесплатно со стационарного телефона.


ГУ «Территориальный центр социального обслуживания  населения Московского района г.Минска»
Отделение социальной адаптации и реабилитации
         В НАШЕМ ЦЕНТРЕ ВЫ МОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОДДЕРЖКУ  такую как:
  • индивидуальные психологические консультации;
  • сессии  с родителями и детьми;
  • групповые  занятия 
Семинар-практикум «Дом, где всегда тепло» в рамках семейного клуба
Посетив наши занятия, Вы СТАНЕТЕ более уверенными родителями и СМОЖЕТЕ передать по наследству своим детям модель семейного воспитания
«Трудные вопросы»  клуб психологической поддержки для подростков
« Доверие» дискуссионный клуб для граждан района (открытые лекции, семинары) 
  • групповых и индивидуальных  консультаций по профилактике вредных привычек
  • групповых и индивидуальных консультаций по профилактике домашнего насилия и насилия в киберпространстве
  • групповых и индивидуальных консультаций по профилактике торговли людьми 
Вы можете обратиться в наш центр по телефонам:
(+375 17) 372 25 36  (+375 29) 169 46 55
(+375 25) 694 20 40
(+375 29) 730 78 86

Профилактика правонарушений и преступлений среди
учащихся ГУО «Средняя школа № 219 г. Минска»
 Деятельность человека состоит из поступков.
 Поступок - главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества личности, как хорошие, так и плохие, отношение к проблемам действительности, к окружающим людям.
Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.
 В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение. Основную часть актов поведения личности составляют поступки правомерные, то есть соответствующие нормам права, требованиям законов, и неправомерное, то есть противоречащее нормам права.
Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, актах, нарушающих право, противных ему. Далеко не каждый человек имеет полное представление о правомерности своих действий.
 Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.  К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.
 Что такое правонарушение?
Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность. 
  Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.
 Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную,  гражданско- правовую.
            1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
 Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Ст. 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
 1.      Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2.      Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от 14-ти до 16-ти лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:
1.      Убийство (ст. 139)
2.      Причинение смерти по неосторожности (ст. 144)
3.      Причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 147)
4.      Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149)
5.      Изнасилование (ст. 166)
6.      Насильственные действия сексуального характера (ст. 167)
7.      Похищение человека (ст. 182)
8.      Кражу (ст. ст. 205)
9.      Грабеж (ст. 206)
10.    Разбой (ст. 207)
11.    Вымогательство (ст. 208)
12.    Угон транспортного средства или маломерного водного судна (ст. 214)
13.    Умышленное уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья ст. 218)
14.    Захват заложника (ст. 291)
15.    Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст. 294)
16.    Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст. 309)
17.    Хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст. 327)
18.    Хулиганство (ст. 339)
19.    Заведомо ложное сообщение об опасности (ст.340)
20.    Осквернение сооружений и порчу имущества (ст. 341)
21.    Побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (ст. 413).
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
ПОЯСНЕНИЕ
Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:
1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);
2) за мелкое хищение (статья 10.5);
3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);
4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);
5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);
6) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);
7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);
8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая – третья, пятая статьи 18.3);
9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);
10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);
11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);
12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);
13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);
14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);
15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);
16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).
 3. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
 Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.
 Приоритетом в работе  школы по предупреждению правонарушений и преступлений является проведение ранней профилактики,  то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности,  своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления,  вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.
    Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков:
- неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки,  принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);
-   предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
 - противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями. 
Проблемы в поведении учащихся: 
1. Уклонение от учебы вследствие:
  •  неуспеваемости по большинству предметов;
  •  отставания в интеллектуальном развитии;
  •  ориентации  на другие виды деятельности;
  •  отсутствия познавательных интересов.
 2. Низкая общественно-трудовая активность:
  •  отказ от общественных поручений;
  •  пренебрежительное отношение к делам класса;
  •  демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
  •  пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
 3. Негативные проявления:
  •  употребление спиртных напитков;
  •  употребление психотропных и токсических веществ;
  •  тяга к азартным играм;
  •  курение;
  •  нездоровые сексуальные проявления.
 4. Негативизм в оценке действительности. 
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
  •  грубость;
  •  драки;
  •  прогулы;
  •  пропуски занятий;
  •  недисциплинированность на уроках;
  •  избиение слабых, младших;
  •  вымогательство;
  •  жестокое отношение к животным;
  •  воровство;
  •  нарушение общественного порядка;
  •  немотивированные поступки. 
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
  •  равнодушное;
  •  скептическое;
  •  негативное;
  •  ожесточенное 
В нашей школе развита среда, которая расширяет безопасное пространство для несовершеннолетнего, позволяя тем самым развиваться и реализоваться в различных сферах своих интересов, разнообразить свой досуг. Наиболее широко в данном направлении в школе представлена внеурочная деятельность, учитывающая интересы и потребности современных детей.
В школе действуют кружки и секции дополнительного образования,  осуществляются различные досуговые программы, хорошо поставлен процесс организации любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной).
 Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.
 Раннюю профилактику, можно определить как совокупность мер, осуществляемых с тем чтобы:
1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;
 2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;
 3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.
 
 Направления работы  по предупреждению правонарушений учащихся:
  •          Профилактическая работа с учащимися: проведение месячников правовых знаний, бесед, занятий по правовому просвещению и предупреждению правонарушений; тематические классные и информационные  часы с представителями правоохранительных органов; организацию школьных праздников; функционирование Совета по профилактике преступлений и правонарушений;
  •          Организация досуговой деятельности несовершеннолетних: работа спортивных секций; дополнительное образование; проведение тематических вечеров; экскурсий, акций;
  •          Работа с родителями: проведение родительских собраний, лекций, посещение семей на дому социальными педагогами совместно с психологами, администрацией; совместное проведение школьных праздников;
  •          Организация работы школы в период каникул: проведение спортивных соревнований; организация свободного времени учащихся, состоящих на различных видах учета; работа детского школьного оздоровительного лагеря, различные выездные мероприятия;
         Работа социально-психологической службы школы: диагностическая работа с детьми девиантного и аддиктивного поведения; психолого-педагогические консультации для учащихся; работа консультационного пункта для родителей, социально-педагогическая помощь педагогам и прочее.
         В целях достижения результативности профилактической работы в школе к началу учебного года создается Комплексно-целевая программа по предупреждению правонарушений учащихся. Выполнение этой программы предполагает тесное взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса.
 Функции педагога социального  по предупреждению правонарушений и преступлений учащихся:
  • образовательно-воспитательную;
  • диагностическую;
  • прогностическую;
  • организаторскую;
  • предупредительно-профилактическую;
  • охранно-защитную;
  • организационно-коммуникативную.
         Особое значение имеет предупредительно-профилактическая деятельность, которая учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний в школе. Профилактика предусматривает как решение еще не возникших проблем, так и уже имеющихся. Учебный год социальный педагог начинает с социально-педагогической паспортизации школы. Это дает возможность определить социальные институты, сотрудничество с которыми целесообразно при организации социального воспитания, социально-педагогической помощи и поддержки учащихся и их семей.
  • УЗ «Детская поликлиника № 8»,УЗ «Городская поликлиника № 5» (валеолог), ЦДМ «Доверие» в проведении профилактической и просветительской работы с учащимися и их родителями, формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек,
  • УДО «Ранак» в организации досуга детей, просветительской работе с детьми и родителями,
  • Подростковый наркологический кабинет №2 (ул. Слободская, 63) в профилактике употребления несовершеннолетними алкогольных,  психоактивных веществ, формировании навыков здорового образа жизни у учащихся.
  • Комиссией по делам несовершеннолетних Московского района г. Минска в работе с семьями, требующими педагогического внимания, а также профилактической работе с учащимися девиантного поведения;
  • Инспекцией по делам несовершеннолетних в работе по правовому просвещению учащихся и родителей, профилактической работа с детьми, состоящими на различных видах учета, их занятости в период каникул.
  • Социально-педагогический центр Московского района г. Минска;
  • ТЦСОН в оказании гуманитарной помощи нуждающимся семьям;
  • Различными учреждениями высшего и среднего образования для проведения профориентационной работы среди учащихся. 
В начале каждого учебного года в нашей школе создаётся банк данных учащихся, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. Работниками социально-педагогической службы – тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением: составляется план работы Совета профилактики правонарушений, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде; планируются санитарно-просветительская работа.
На заседаниях Совета профилактики правонарушений регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости «трудных» подростков.
В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые Месячники профилактики правонарушений. В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся беседы для обучающихся по ПДД,  о здоровом образе жизни, правовое воспитание учащихся, пропаганда правовых знаний».
Педагогический коллектив школы прилагает максимум усилий для организации свободного времени учащихся. В школе работают бесплатные кружки. Успешно работают спортивные секции по настольному теннису, баскетболу, предметные кружки, кружки художественной направленности. Так же на базе школы под руководством педагогов организаторов работает Центр интересных дел, где ребята могут проявить свою социальную инициативу и организовать процесс досуговой деятельности среди учащихся.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. 
СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 
1. Диагностическая деятельность
2. Индивидуально-коррекционная работа
3. Работа с семьей
4. Взаимодействие с заинтересованными организациями
5. Информационная, организационно-методическая деятельность
6. Правовое просвещение учащихся 
Полезные ссылки:
  • president.gov.by  — Интернет-портал Президента Республики Беларусь
  • edu.gov.by — Министерство образования Республики Беларусь
  • adu.by — Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
  • pravo.by — Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
  • mir.pravo.by — Детский правовой сайт
  • belarus.by  — Официальный сайт Республики Беларусь
Лучший бой – тот, который не состоялся!
Драки издавна существовали в истории, в том числе, как традиции в культуре определенных народов. Но одно дело, когда это часть традиции, культуры или вид спорта и совсем другое, когда это становится частью повседневной жизни детей.
         Родители, педагоги, люди на экранах телевизоров постоянно говорят о том, что этого делать нельзя, это плохо и совсем неэффективно в разрешении сложившейся конфликтной ситуации. Но прислушиваешься ли ты к ним и делаешь ли выводы?
         Внутренне – да, а вот внешне все не так просто.
         Часто мы стремимся противопоставить себя обществу, считаем, что только наше решение является правильным.
         Понятно, что конфликт не рождается на пустом месте (хотя иногда бывает и так). И ты оправдываешь себя именно тем, что это твоя адекватная реакция на брошенный вызов, оскорбление, косой взгляд и еще, еще, еще. Ты можешь долго копить в себе обиду, обдумывать «план мести», а можешь сразу ответить «обидчику».
         Да, конфликт – это нормальное состояние личности. Пока человек реализует сознательную жизнедеятельность, он находится в конфликте с другими людьми, группами людей или с самим собой. Но твоей целью должно стать освоение навыков, которые помогут понять, как решить конфликт мирным путем. Это позволит тебе не только развить и укрепить характер, но и получить наивысший авторитет у друзей, одноклассников, одногруппников, других людей. Воспитывай уверенность в себе, своих силах, что позволит тебе противостоять агрессии, страху и тревоге и даст оппоненту почувствовать, что он имеет дело с сильным человеком, который при этом не провоцирует дальнейшего развития конфликта. Ведь применение силы – это одновременно и слабость, проявляющаяся в неспособности дать адекватный отпор. Уверенному в себе человеку под силу разрешить множество сложных ситуаций.
         Вступая в конфликт с использованием силовых методов его решения, ты вряд ли задумываешься о последствиях или просчитываешь их. Все твои мысли заняты лишь одним – отомстить обидчику, дать ему отпор, наказать. Ты и представить себе не можешь, чем могут закончиться такие выяснения отношений.
         Вот реальный случай из практики.
         В ходе произошедшей ссоры два товарища Д. и С., один из которых на момент произошедшего был несовершеннолетним и обучался в одном из лицеев города Минска, нанесли ногой удар в область головы И. Те телесные повреждения, которые от удара получил И., оказались тяжкими и не совместимыми с жизнью. Потерпевший умер в больнице спустя несколько месяцев, не приходя в сознание. Трагедия для обеих сторон. Одному человеку она стоила жизни, а двум другим – свободы. И их жизнь уже никогда не будет прежней. До произошедшего, обвиняемые ни в чем криминальном замечены не были: не привлекались ни к уголовной, ни к административной ответственности, удовлетворительно характеризовались. Несмотря на это, вынесенный в апреле 2016 г. приговор суда суров и справедлив – лишение свободы обоим. Д., который совершил преступление еще в несовершеннолетнем возрасте, – 8 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, а С. – 7 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима.
         Ни слезы, ни раскаяние уже не помогут тебе избежать ответственности.
         Встречаются случаи, когда удары приходятся в ту часть тела, где внешне повреждения могут быть незаметны, но потерпевший погибает от внутренней опасной травмы.
         Так, в Московском районе города Минска С. в ходе ссоры нанесла несколько ударов в область живота и груди С., в результате чего ему была причинена тупая травма живота (тяжкое телесное повреждение), от которой он умер. В итоге, ранее не привлекавшаяся ни к каким видам ответственности С. осуждена к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
         Все это еще раз свидетельствует о том, что поднимая руку или кулак, ты никогда не можешь быть уверен в том, что все закончится хорошо и никогда не сможешь предугадать последствия, так как люди имеют разную комплекцию, подготовку, здоровье и силу.
         Выяснение отношений, приводящее к серьезным последствиям, иногда происходит и на территории учреждений образования.
         Например, на территории одной из гимназий, расположенных в Минске, произошел конфликт между двумя несовершеннолетними К. и Г. В ходе этого конфликта К. применил насилие в отношении Г. В результате Г. причинены менее тяжкие телесные повреждения, а К. в марте 2016 г. осужден судом к 1 году лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на 1 год.
         Конфликт, произошедший на территории одного из лицеев города Минска, привел к тому, что несовершеннолетним Х. несовершеннолетнему Н., 1999 года рождения, причинен целый ряд телесных повреждений (перелом нижней и внутренней стенок левой глазницы, перелом передней и внутренней стенок левой верхнечелюстной пазухи, перелом костей спинки носа), которые отнесены экспертом к категории менее тяжких телесных повреждений.
         Один удар в область лица, разбитые очки, повреждение глаз, тяжкие телесные повреждения и уголовное дело. Таков итог еще одного конфликта, произошедшего между учениками 2001 и 2003 г.г. рождения, одной из гимназий в городе Минске.
         К сожалению, такие факты не единичны.
         В данном случае важно знать и некоторые юридические моменты, которые помогут тебе лучше понять ответственность за свои поступки.
  По общему правилу, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Но Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее УК) содержит и исключения. Так, с четырнадцати лет подлежат уголовной ответственности лица, в том числе, за убийство (статья 139); причинение смерти по неосторожности (статья 144); умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147) и умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149).
Кроме уголовной ответственности существуют и другие ее виды.
Так, часто драки заканчиваются причинением потерпевшей стороне телесных повреждений, не повлекших за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности (незначительные скоропроходящие последствия для здоровья, длившиеся не более 6 дней включительно). В таких случаях с 14-летнего возраста лицо несет ответственность в соответствии с ч.1 ст.9.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Но и это еще не все.
Существует также и гражданско-правовая ответственность. Пострадавшая сторона вправе обратиться в суд с иском о возмещении вреда. Сюда относится, в том числе, возмещение затрат на медицинские услуги и моральный вред.
Если ты несовершеннолетний, это не значит, что платить за последствия своих действий не придется.
Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред. Если твоих средств будет недостаточно для возмещения вреда, то возмещать вред полностью или в недостающей части придется родителям.
И помни, если тебе нет 14 лет, а ты совершил противоправные действия, причинив кому-либо телесные повреждения, - это не значит, что тебе ничего не будет.
По поступившему заявлению или сообщению, а также при непосредственном обнаружении признаков уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения, будет  проводиться проверка и приниматься решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за не достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или о прекращении дела об административном правонарушении по тому же основанию.
Копия одного из таких постановлений направляется в комиссию по делам несовершеннолетних для проведения с тобой необходимой профилактической работы. Впоследствии ты подлежишь постановке на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, и с тобой будет проводиться индивидуальная профилактическая работа.
Более того, при принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в отношении тебя даже может быть решен вопрос о направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение (ст.14 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
Но и это еще не все. В случае заявления пострадавшей стороной требований о возмещении вреда, твоим родителям придется его возмещать.
Из всех описанных ситуаций можно сделать лишь один вывод. Лучший бой – тот, который не состоялся! 
 
Запретное любопытство может сломать жизнь
О пагубном воздействии наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов на организм человека (особенно молодого) часто пишут в различных средствах массовой информации. Иногда такие примеры можно наблюдать и рядом с нами. Но не СМИ, ни примеры друзей, знакомых, совершенно посторонних людей иногда не останавливают молодежь от желания перейти грань. Грань, за которой, как им кажется, будет только весело и необычно, будет круто.
Так думал и Юрий.
Юрий – студент одного из высших учебных заведений нашей столицы. Ранее в его биографии не было темных пятен. К уголовной и административной ответственности он не привлекался, положительно характеризовался по месту учебы.
В один из летних дней Юрия нашли лежащим под балконом квартиры, где он проживал, с тяжелыми травмами, характерными для падения с высоты.
Оказалось, что за несколько дней до произошедшего, через Интернет у незнакомого лица за 50 долларов США Юрий приобрел                 4 грамма «травы». Купил, так как хотел испытать на себе действие этого «волшебного», как ему казалось, средства.
Испытание купленной «травы» Юрий решил провести незамедлительно и часть ее сразу выкурил. Ему стало плохо, наступило помутнение рассудка. Он решил выйти на балкон… Все последующие события Юрий помнит плохо, так как очнулся только тогда, когда уже лежал на земле под балконом своей квартиры.
Юрия доставили в больницу, а оставшуюся часть «травы» изъяли. Эксперты определили, что это не что иное, как опасное наркотическое вещество – марихуана.
Он выжил, но навсегда остался инвалидом.
Более того, за приобретение и хранение опасного наркотического вещества в отношении Юрия было возбуждено уголовное дело, его осудили по ч.1 ст.328 УК Республики Беларусь.
В данном случае суд, конечно же, учел тяжелое состояние здоровья студента и нуждаемость в прохождении лечения в условиях стационара, его личность. Но это не освободило его от ответственности за содеянное.
Санкция ч.1 ст.328 УК Республики Беларусь предусматривает только наказания в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на срок от двух до пяти лет.
Это уголовное дело достаточно ярко показывает, как запретное любопытство может испортить не только репутацию (наличие судимости за преступление и вытекающие из этого последствия, ограничения), но и всю жизнь.
К сожалению, имели место и случаи смертей несовершеннолетних и молодежи вследствие употребления наркотиков.
Достаточно заглянуть на странички в социальных сетях этих ярких, молодых, жизнерадостных людей и понять, что им уже никогда не вернуть эти мгновения и не прожить интересную и насыщенную жизнь, не встретить свою любовь, не обнять своих родных, близких, друзей лишь из-за одного неверного шага или такого же запретного любопытства. Страшно осознавать, что цена роковой ошибки так высока.
А сколько других тяжких последствий может наступить от употребления наркотиков: СПИД и гепатиты В, С (свойственные для тех, кто употребляет наркотики внутривенно), интеллектуальная деградация, несчастные случаи, самоубийства, бездетность и многие другие. Этот список можно продолжать долго.
Главное знать об этом, а иногда и распознать свою проблему, вовремя подумать и остановиться, обратиться за помощью. Это под силу каждому человеку.
Есть еще одна проблема, которая может встретиться тебе на пути. Она связана с вовлечением несовершеннолетних и молодежи в сбыт наркотических средств и психотропных веществ.
Помни, что нужно всячески пресекать любые попытки вовлечь тебя в распространение наркотиков. То, что выглядит безобидно снаружи и завлекает тебя возможностью хорошо заработать, на деле опасная игра с законом. Тот, кто предлагает сделать такое на самом деле игрок, перекладывающий всю полноту ответственности на тебя. И если ты окажешься за пределами этой игры, тебе быстро найдут замену. Но твоя судьба и твое будущее могут оказаться разрушенными. Разве ты хочешь быть пешкой в чужой игре?
Мы не зря с самого начала подчеркнули, что говорится и пишется о наркотиках, серьезнейшей ответственности за их распространение много. Думаю, всем вам известно, что теперь уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2 - 5 статьи 328 Уголовного кодекса) наступает с 14 лет, а минимальный срок наказания за сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов – 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества или без конфискации.
 Если же сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов совершен на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массового мероприятия, то наказание за такое преступление – только лишение свободы на срок от 8 до 15 лет (для несовершеннолетних – до 12 лет) с конфискацией имущества или без конфискации.
Альтернативного лишению свободы наказания при сбыте нет. Думаем, ты понимаешь, что это значит.
Так, например, несовершеннолетний учащийся одной из средних школ города Минска И. будет отбывать наказание в виде 9 лет лишения свободы в воспитательной колонии за сбыт вещества растительного происхождения, содержащего в своем составе особо опасное психотропное вещество несовершеннолетнему и нескольким совершеннолетним лицам.
Учащийся профессионально-технического колледжа Д. проведет в воспитательной колонии 8 лет за сбыт 1 лицу вещества растительного происхождения, содержащего в своем составе особо опасное психотропное вещество.
И это еще не самые большие сроки наказания, назначенные судом  за совершение таких преступлений.
Но самое главное наказание в таких случаях - сломанная жизнь, лучшие годы которой пройдут за колючей проволокой, вдали от родных и близких. Подумай, сколько лет тебе будет, когда ты сможешь выйти на свободу? Сможешь ли ты заново построить свою жизнь, найти свое призвание, получить достойное образование и вернуть тех, кого, может быть, потеряешь безвозвратно….
Правильный выбор ты можешь сделать только сам. Мы верим в тебя.
 
 
Старший помощник прокурора г.Минска по правовому обеспечению, информации и общественным связям советник юстиции Н.О.Косач

Разделы сайта